January 22, 2025
ukraine support 1 ukraine support 2
Крымск 2012 Крымск 2012 новоселье?
В Крымске 23 августа состоялось торжественное вручение ключей первым 150 семьям, пострадавшим от наводнения. Накануне Радио Свобода выяснило, о чем не скажут на праздничной церемонии.


Квартиры расположены в новостройках на окраине Крымска – Молдаванском районе. Их строили для военных, но после наводнения решено было скорее достроить их и отдать пострадавшим. Все время, прошедшее после наводнения, жители Крымска с интересом наблюдали за окончанием строительных работ, которые, по их мнению, очень затянулись.

Впрочем, так могло бы показаться любому человеку, который лишился жилья, вынужден жить у знакомых и не знает, когда и куда его переселят – бюрократическая волокита в Крымске не дает поводов для оптимизма. Сотни крымчан находятся именно в таком положении.

Вот как выглядел квартал с обещанными квартирами за две недели до этого:

Дом друзей на днях рассчитывает покинуть Наталья Закора. Наводнение разрушило стены ее дома, окно вместе с куском стены вода просто вырвала из здания. Дом признали аварийным и снесли... Квартира в новостройке для семьи Закоры – вынужденная мера: 
– Площадь новой квартиры не совсем соответствует площади нашего разрушенного дома. У нас было три комнаты, теперь будет две, и не таких больших. Пока не знаем, как разместимся. В квартире я никогда не жила, поэтому все это непривычно. Переехать мы всё же решили, потому что живем не пойми где и как. У нас не было большого выбора: найти жилье на деньги, которые предлагаются, нереально, а из Крымска уехать мы не можем, потому что здесь все работаем. Берем, что дают, потому что надо же где-то жить, – говорит Наталья Закора.
Krimsk 2012 mogili
О том, что площадь квартиры не совпадает с площадью разрушенного дома, Наталья Закора говорит неохотно. Она опасается, что ее слова могут привести к тому, что она вообще ничего не получит. Этот страх распространен среди крымчан.

Лишившиеся жилья люди вынуждены жить у знакомых или в центрах временного размещения. Сотни крымчан находятся именно в таком положении. Жалобы жильцов одного из центров временного размещения корреспонденты Радио Свобода записали 6 августа:



Микрорайон, куда заселят после 23 августа 150 семей, предназначен для 546 семей. Инфраструктуры, по словам жителей, там нет. Главные достопримечательности – это кладбище и птицефабрика. Готовы к заселению только три пятиэтажки. Все остальные строения – двухэтажки, которые до сих пор не сданы в эксплуатацию. В одной из них расположена будущая квартира жителя Нижнебаканской станицы Игоря Саломатина.
Он знает, что 23 августа не его праздник:
– Наши дома еще не готовы: ни воду, ни канализацию в них не провели. Еще неделю ждать придется точно. Пока мы вчетвером, включая мою 70-летнюю маму, живем в сарае. Ей это, конечно, тяжело. Надеюсь, хотя бы у будущих соседей в пятиэтажках коммуникации уже есть...


Андрей Лопатин, заместитель главы Крымского района по ЖКХ заверил корреспондента Радио Свобода, что три пятиэтажки приняты в эксплуатацию:
– 150 квартир – это только начало. Все остальное построено, надо просто  оформить эти дома. Все коммуникации – газ, вода, канализация – работают. Утвержден новый транспортный маршрут: каждые 20 минут в микрорайон будет ходить автобус. Установлено три остановки...

Нелли Жмайло вместе с мужем Виктором не отказалась бы от квартиры в военном городке, однако она до сих пор доказывает в суде, что ее дом необходимо снести: никакой ремонт ему уже не поможет. Этот случай – типичный. В Нижнебаканской станице и Крымске люди жаловались корреспондентам Радио Свобода, что их дома, опасные для жизни, признаны пригодными для жилья. Если они не согласны с мнением "государственных экспертов", им необходимо заказывать независимую экспертизу, но не каждый может это себе позволить.

Нелли Жмайло жалуется, что в суды ей ходить очень тяжело. Оба супруга – онкологические больные, инвалиды; ее муж передвигается на инвалидной коляске:
– Нашему саманному дому в двадцать квадратных метров больше пятидесяти лет. Он и до наводнения разрушался изнутри. В начале 2000-х мы с мужем обложили его кирпичом – почти декоративно, это не несущая конструкция, она не возведена под потолок. Мы даже не смеем задумываться о квартире в Молдаванском районе. Сначала, по правилам, надо добиться сноса дома. Власти постановили, что дом подлежит капремонту, и хотят дать нам сто тысяч рублей – по пять тысяч на каждый квадратный метр. Но даже вместе с двумя нашими компенсациями по 150 тысяч рублей этих денег не хватит на то, чтобы построить его заново...

Главный редактор независимой крымской газеты Лариса Сафронова рассказывает, что люди продолжают жаловаться на волокиту. Формируется, по ее словам, новая инициативная группа – крымских автомобилистов. Людям, чьи машины пострадали в наводнение, положена компенсация в размере сорока тысяч рублей. Весь Крымск спустя месяц после трагедии был обклеен объявлениями "Скупка подотпленных автомобилей". Многие продали автомобили - и теперь компенсация им не положена.
– Многие за бесценок продали пострадавшие в наводнении автомобили, потому что не было времени и сил их помыть. Теперь им не выплачивают эти несчастные сорок тысяч рублей. О том, что машины продавать нельзя, иначе не получишь компенсацию, людей никто не предупреждал. Много жалоб на то, что теряются документы: в штабах, в администрации, в судах. Люди задаются вопросом: а случайно ли все это? Что касается новостроек, то качество их можно оценить, лишь пожив какое-то время. Кроме того, многие делали в своих домах пристройки: летние кухни, например. Фактически они были жилыми, но комиссии, обследовавшие дома после наводнения, считали только "юридические" жилые метры. Люди получат меньше квадратных метров, чем у них было до наводнения. Но это лучше, чем ничего, поэтому люди все равно радуются, – говорит Лариса Сафронова.

Если в Крымске хотя бы 150 семей могут вселиться в хоть какое-то жилье, то в Нижнебаканской станице ситуация хуже. В отличие от жителя Нижнебаканской Игоря Саломатина, который скоро получит квартиру в Молдаванском районе, житель станицы Василий Мирошниченко до сих пор не может получить компенсацию в размере 150 тысяч рублей. Ему и трем его близким пришлось доказывать право на компенсации в суде: он снимал дом, и суд должен был установить факт проживания именно в этом здании. Однако решение суда, по словам Мирошниченко, его семье никак не помогло:
– В администрации нам сказали: уже поздно. Чтобы получить деньги, снова идите в суд. Теперь будем жаловаться. Думаю, что половина Нежнебаканской столкнулась с такой же проблемой…

Александр Илларионов, заместитель главы Нижнебаканской станицы отверг все претензии в адрес администрации:
– Суды продолжаются и продлятся до тех пор, пока последний человек не получит компенсацию. Каждый, кто будет приходить с решением суда, будет получать компенсацию. Никаких отказов, если люди пострадали, быть не может, – сказал Александр Илларионов.

Радио Свобода продолжает следить за тем, как исполняется обещание Александра Илларионова и его вышестоящих коллег.

Rate this item
(1 Vote)
Last modified on Tuesday, 28 August 2012 00:33
Cвобода Слова

Информационно-публицистическое издание в Штате Джоржия (Atlanta, GA) США с 1992 года.
Материалы подготовлены на основе информации открытых источников


При использовании наших материалов в публикацию необходимо включить: постоянную ссылку на статью, размещенную на нашем сайте
Мнения и взгляды авторов не всегда совпадают с точкой зрения редакции

Add comment

Submit
0
Shares