Война в Украине показала, что радиоэлектронная борьба — одно важнейших средств, необходимых не просто для ведения боевых действий, но и для выживания бойцов на передовой. Однако РЭБ может не только бороться с дронами и нарушать связь противника. В России уже созданы устройства, способные, по словам специалистов, «ослепить» спутник или помешать работе электронных систем вражеской авиации.
Вершина структуры
Русский добровольческий корпус (подразделение, состоящее из россиян, воюющих на стороне Украины) недавно провел операцию по сбору разведывательной информации о новейших российских системах РЭБ. По словам бойцов РДК, в распоряжении корпуса оказались десятки гигабайт документов: технические задания, схемы, служебная переписка, методы настройки аппаратуры, чертежи, протоколы испытаний и внутренняя логика функционирования станций радиоэлектронной борьбы РФ. Разведчиков РДК интересовала прежде всего архитектура комплексов верхнего эшелона: стратегических и тактических систем. Важно было выяснить, как они устроены, какие предприятия их производят, как эти устройства эксплуатируются, где находятся их узлы управления.
— Оперативные комплексы — это глушилки дронов на фронте. Их конструкция хорошо известна, — объясняет командир штаба РДК Александр «Фортуна». — А вот стратегические и тактические системы — это другой уровень.
Они работают по спутникам, влияют на навигацию, могут менять координаты дронов, выводить из строя авиационные системы. Это вершина структуры. И именно они нас интересовали.
По словам Александра, сегодня идет стремительное развитие как беспилотных платформ — воздушных, морских, наземных, так и средств их подавления. Это техногенная дуэль.
— Щит против меча. Но у России щит не просто хрупкий — он дырявый, — добавляет Фортуна.
Слабости и уязвимости
Среди изученных систем — комплекс «Тирада-2С», разрабатывавшийся более двух десятков лет. Внешне выглядит как тягач с антенной мачтой. По сути, это узконаправленная система для вывода из строя спутниковой связи. Он работает в диапазонах от 225 МГц до 15 ГГц через направленные антенны, с фокусировкой по конкретным объектам. Комплекс не массовый. Он требует максимально точного наведения. Используется для временного нарушения связи с военными спутниками противника (WGS, MUOS, Skynet).
— Такой комплекс глушит связь, а также формирует ложные сигналы. Например, дрон, летящий над Брянской областью, может «думать», что он над Эфиопией. Происходит дезориентация, подмена координат, — поясняет Фортуна.
Еще один важный объект — модуль НМС РЭП ДДВ. По оценке специалистов РДК, это один из ключевых центров российской системы подавления сигналов. Он управляет подачей помех, синхронизирует модули, координирует их работу.
— Это радиомозг, от него зависит всё: он определяет режимы излучения, типы помех, фазировки, — говорят в РДК.
Но система крайне чувствительна к погоде, вибрациям, требует сложной настройки и стабильного питания. Имеет слабую устойчивость к боевым условиям.
Комплекс «Анчар» — это корабельная система, предназначенная для работы в арктических широтах. Официально она должна воздействовать на спутники, авиационные радары и навигацию кораблей. На практике, по данным из полученной документации, система не выдерживает арктических условий: не устойчива к холоду, ветру, обледенению. При маневре судна «Анчар» теряет слежение. Время на наведение — более четырех минут. В случае сбоя вся система отключается.
Отдельная проблема — излучение сильно демаскирует комплекс. У РДК есть все чертежи, логика и расположение блоков. Рассекреченная документация к «Анчару» фактически делает его бесполезным.
По мнению Александра Фортуны, российские стратегические комплексы РЭБ страдают той же проблемой, что и танк «Армата»: концепт есть, а экосистемы эксплуатации нет.
— Мы получили не только внешний облик. Мы видим внутреннюю логику, архитектуру, связь между узлами, — объясняет Александр Фортуна. — Знаем, кто проектировал, какие предприятия поставляли блоки, какие НИИ отвечают за разработки. Это огромная перегруженная структура, не готовая к настоящей войне.
Украина, по словам Александра, развивает и собственные беспилотные системы, и направление РЭБ. Зная принципы российских разработок, можно строить эффективную защиту и применять контрмеры.
— Интересной оказалась вражеская схема маскировки, — рассказывает Александр Фортуна. — Россия использует гражданские китайские спутники для прикрытия калибровки своих систем. То есть российские комплексы РЭБ выдают себя за терминалы гражданского флота КНР в Тихом океане. Официально Китай об этом не уведомлен. Если сигнал зафиксирован, Россия делает ставку на то, что ответственность ляжет на китайский канал. Это рискованная игра. Рано или поздно Китай это поймет. А мы уже знаем, на какие спутники они «вешаются», под какие каналы мимикрируют. Это крайне интересное и неожиданное наблюдение.
Агентурная работа
Фортуна рассказывает, что вся операция началась не совсем в запланированном формате.
— Разрабатывали совсем другую тему, — вспоминает командир штаба РДК. — В итоге результат превзошел даже наши ожидания. В этой конкретной операции очень хорошо сработала агентура, и во многом благодаря переданной источниками информации мы смогли усилить наши киберподразделения. В итоге мы получили ряд важных военных разработок вместе с протоколами, инженерными решениями и утверждениями из МО РФ. Помимо этого, удалось установить всю цепь предприятий, задействованных в производстве и снабжении. Ну и немаловажно, что были установлены все лица, причастные к разработкам и созданию этих станций. По завершению операции у РДК на руках их имена, адреса, номера автомобилей, места работы. Все данные переданы украинским спецслужбам. Если ты создавал систему, которая убивает людей, ты допустимая военная цель. Кто-то подписывал бумаги. Кто-то проектировал. Это уровни ответственности. И они должны быть зафиксированы.
Российский военный эксперт на условиях анонимности прокомментировал «Новой-Европа» операцию РДК:
— Полученная РДК информация, судя по всему, имеет значительную ценность, — рассказал «Новой-Европа» российский военный эксперт. — Войска радиоэлектронной борьбы интенсивно развивались еще в СССР. Советский Союз вкладывал в них значительные ресурсы. Россия также продолжает разрабатывать комплексы РЭБ. Ведь число спутников у РФ фатально ниже, чем у тех же США. РЭБ — единственное, чем Россия пытается компенсировать недостаток таких спутников. Стратегические комплексы должны были стать страховкой. Считается, что стратегические системы РЭБ могут в нужный момент воздействовать на спутниковую связь с летящими ракетами и бомбардировщиками НАТО, сбивая их с курса. Хотя перечисленные в расследовании РДК проекты еще не доведены до успешного завершения и имеют много слабых мест, в целом это прорывные технологии, которые сейчас очень важны в сфере обороны и безопасности. Они стоят огромных денег. Ясно, что, получив от РДК эту документацию, Украина передаст ее западным партнерам. А там начнут разрабатывать системы, способные противостоять российским комплексам и совершенствовать свои системы РЭБ на основе российских разработок.
Илья Волжский
специально для «Новой газеты Европа»