January 22, 2025
ukraine support 1 ukraine support 2
Захар Прилепин Захар Прилепин Виктор Власов

Меня радует творчество Захара Прилепина в целом, но некоторые романы З.П., конечно, откровенно раздражают. Я говорю о тех трудах известного писателя-политика-бизнесмена, в которых он выпендривается, описывая в подробностях, с кем он знаком и где «пил-гулял». Но почему бы не остановиться на его творческом проекте, привлекающем ныне киношников?

Да, «Обитель» – не самый полноценный роман Захара Прилепина с разных точек зрения. Помню, как Пётр Алёшкин мне скинул ссылку на «критический удар» по Захару в статье, опубликованной в «Литературной России», Прилепин там получился плагиатором и кем угодно, только не талантливым писателем, подкованным в исторических фактах. Жаль, что некоторые люди не видят, насколько Захар Прилепин богат в качестве творческой личности. Тот же Алёшкин меня заверил, что Прилепин – на редкость крепкая личность, а как писателю – ему всё-таки учиться и учиться. Ладно, кто бы ни говорил нелестное, но за Прилепина я всё равно рад. Недаром мне частенько приходится заступаться за милого проныру и бритого наголо, обаятельного мужлана Евгения «Лавлинского» Прилепина. Да будет так!

Мне бы в небо, как советскому лётчику Михаилу Девятаеву на немецком бомбардировщике, из концентрационного лагеря. Мне бы увидеть себя там, среди разномастных по суждениям и враждебных по духу людей, где приходится отвечать за каждое действие и слово. Тогда я бы смог выдать экспертизу по Захару Прилепину под иным углом, однако руководство обеих писательских организаций просит не заступаться за Прилепина. Он сам способен за себя постоять, но почему-то отмалчивается, вероятно, находит омских писателей для себя недостаточно матёрыми!

– Захар Прилепин – пусть сам защищается, Виктор, не зря он разместил вашу статью «Захара Прилепина я защищал, как мог» на своём сайте, – подмечает Юрий Петрович Перминов. – написана она прекрасно, правда, я думал, что источник газеты «Завтра» Прилепину не подойдёт в качестве доклада. Много там собралось в последнее время иноверцев, либералов и прочих «истов». Интернет размножил и узаконил разную гадость, простите.

Перминов стал фамильярничать, а теряясь среди пёстрых омских поэтических кадров под руководством Трегубова – Юра отчасти приуныл. Возраст и трудоспособность, отсутствие в последнее время наград никого не красят, в том числе и сибирского поэта Перминова, в этом он признаётся мне в частной беседе, неохотно.

Надо сказать, что роман «Обитель» Захара Прилепина хуже его давнишнего труда «Санькя». Если первый роман был написан душой, то последующий – качествами, которые хороши для коммерции. Да, «Обитель» – неплохое сюжетное произведение по части эмоций, а также реалий обитания на Соловках, куда я планирую отправиться в путешествие этим летом, однако до идеала этому роману постараться. Но куда захватывающей и правдоподобней удалось показать «Обитель» режиссёру Александру Велединскому – здесь произведение вышло лишь по мотивам романа, что указано в каждой серии фильма.

Трудно сказать, насколько удалось бы главному герою «Обители» А.Г. пройти «уровни посвящения» в этом страшном месте, но писатель и режиссёр продемонстрировали ужасы этого «прибежища скорби и смерти» наглядно, как, видя кинокартину, грустно вымолвила моя мама, а она историк и учитель по образованию и призванию.

Не вдаваясь в подробности и критику режиссёрской работы «Обители», скажу только, что мне было жутко смотреть картину. Меня то и дело пробирало холодом. Да, Соловецкий лагерь дышал смертью, но откуда в нём было взяться любви между следователем-чекисткой и заключённым. Наблюдая их сексуальные отношения, я подвергаю сомнению эту возможность. Сюжетная линия как будто укладывается в рамки альтернативной истории, а по факту даже самая раскрепощённая женщина-следователь не стала бы подвергать себя такой опасности. И заключённый не стал бы засматриваться на женщину столь высокого ранга, планировать с ней отношения в подобных условиях. Естественно, помогает воля случая. А это значит: «Не обделён фантазией», как говорят в наших писательских организациях, собираясь на весёлых пирушках-попойках.

– Пусть в историю не лезет, а пишет военные придумки, где он до сих пор воюет в Чечне, на Донбассе или в Сирии! – сердито рекомендует Павел Брычков, великий омский историк и член СПР. – Так и передай, Захару…. товарищ Власов!

zakhar pritsepin

Кто же запретит Прилепину работать в историческом жанре? Риторический вопрос. К тому же у Захара отлично получается строить предложения, лепить образы, вкладывать в абзацы философскую мысль. Одним словом, Захар Прилепин – славный малый, как Сергей Лукьяненко, Виктор Пелевин, Борис Акунин, Сергей Шаргунов, Дмитрий Быков, Дмитрий Глуховский или Алексей Иванов. Причём рядом перечисленные писатели чем-то да уступают Прилепину. Они могут быть не политики и не бизнесмены, да и побоятся регулярно выступать перед серьёзной аудиторией. Не того калибра эти деятели-писатели.

Честно говоря, я с удовольствием посмотрел «Обитель» – присутствует в произведении изюминка. Своё видение реальности и оригинальных ситуаций, описанных на Соловках. Не всё, быть может, происходило именно так, как рассказал нам Захар Прилепин в романе и показал режиссёр в кинокартине, однако внимание моё было приковано к сюжету, и я остался доволен. Современный, пожалуй, писатель Прилепин и режиссёр Велединский выступили, словно старые напарники, друзья детства, прекрасно понимающие друг друга. Я б не стал во всеуслышание говорить, что «Обитель», в особенности экранизированная его часть, – неудачная попытка. Ни от самого писателя, ни тем более от режиссёра нельзя было ожидать в работе предельного историзма. Оба труда были сделаны для массовой аудитории, способной оценить показанные там ужасы и на фоне их – бурную любовь и страдания сердец. Я благодарен творческой кино-команде ещё и потому, что не обнаружил по сюжету «Обители» ни геев, ни лесбиянок. Толерантность в России наша, родная, миролюбивая, и до «американской линии» всем этим «предпосылкам» пока что далеко и – слава Богу, поверьте.

«Обитель» (книга и кино) – о сострадании к ближнему, прежде всего. Об искуплении грехов. «Советская власть не карает, а исправляет» – так прописан девиз на воротах храма на холме, названным в народе «Секирка». Представляют интерес два православных священнослужителя (тоже заключённые Обители) – они выступают носителями Слова Божьего и как бы «гасят» страх подобравшегося там люда. Причащают заключённых, принимают исповедь. С ними сталкиваясь тесно, главный герой неожиданно превращается в противника их взглядов на веру. Диалоги составлены тщательно – в этом, пожалуй, ощущается сила романа, интересно слушать людей, их рассуждения-стенания о будущем. Первая сотня страниц и несколько серий – не дают ответа на возникающие по ходу вопросы. Режиссёрские ляпы в кино и потом нудность изложения романа приводят зрителя к главному – окупятся ли сторицей отношения комиссарки (чекистки) Галины и заключённого-мученика Артёма. Их побег из лагеря сопровождается восхитительными пейзажами и надеждой на будущее за границей.

Всем ли я, школьный учитель и писатель, советую посмотреть и прочитать «Обитель»? Посмотреть – да, а прочитать – подождите… Чтение романов Захара Прилепина чаще оставляет приторное послевкусие того, что вам навязали-продали искусственный продукт, не имеющий отношения к тому, что вам было нужно на самом деле. А вот после просмотра многосерийного фильма «Обитель» по мотивам романа З.П. вам наверняка захочется ознакомиться и с содержимым романа. Фильм в этом случае динамичней книги. Тогда ругать продукт осмелятся специалисты и никак не средний обыватель, иногда привыкший получать от просмотра смешанные (противоречивые в хорошем смысле) чувства.

Стоит ещё рассказать, каким образом правление обеих писательских организаций объявляет Захару Прилепину войну. В следующем материале – об этом.

Виктор Власов

 

Additional Info

  • Перепечатка:

    Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов и редакция не несет ни какой ответственности за содержание. Если читатель нашел источник оригинала, то мы обязательно расположим пропущенную ссылку.

Rate this item
(8 votes)
Last modified on Monday, 14 June 2021 21:43
Виктор Власов

Виктор Витальевич Власов
Житель Омска, Дата рождения 15.03.1987
Окончил Московский Институт Иностранных Языков (Омский филиал). Являюсь участником редколлегии современного журнала независимой литературы “Вольный лист”. Член Союза Писателей XXI век Председатель правления Всемирной Корпорации Писателей омского отделения.
Публиковался во многих литературных журналах.

Публикации автора

Add comment

Submit
© 1992 - 2025 «Freedom of Speech». All rights reserved. Russian Speaking Community in Atlanta Русская газета в Атланте, Новости, Реклама
0
Shares